Главная » Файлы » Учителям » Образовательные технологии

Формирование метапредметных УУД
16.10.2016, 11:48

Развитие метапредметных УУД позволяет учащимся осваивать деятельность как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее оптимальными методами формирования метапредметных УУД на уроках математики считаю: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы.

Метод проблемного изложения. Сначала совместно с детьми обозначается проблемная ситуация, затем учеником аргументируется каждый шаг к решению проблемы.

Эвристическая беседа – это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся.

Она способствует непроизвольному формированию памяти и навыков анализа и преобразования понятий, а также желания общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива.

Исследовательский метод. Его использую при организации практических занятий, на обобщающих уроках, когда учащиеся достаточно хорошо знают материал, что позволяет им поставить задачу и найти ее решение.

Приёмы, для формирования метапредметных УУД.

  1. Групповая работа. Заключается в следующем:

Учитель разбивает класс на малые группы, при этом не проводится четкого распределения ролей, дети выбирают их сами.

  • Уточнение выбора роли означает дальнейшее повышение ответственности за свой выбор, так как результат работы зависит от каждого.
  • Участие ученика в работе группы должно быть добровольным и сознательным.
  • При использовании групповой работы формируются навыки построения внутриколлективных отношений.
  • Самой интересной формой групповой работы является мозговой штурм. Основная задача приёма – сбор как можно большего числа идей в результате чего участники обсуждения освобождаются от инерции мышления и стереотипов.

2. Работа в парах. Работа в парах – это форма организации деятельности учащихся на уроке, которая обучает учебному сотрудничеству.

Используя этот приём, я совместно с учащимися определяю правила работы в паре для эффективного взаимодействия.

При этом ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывая общее решение.

3. Математический квест. Этот приём  позволяет успешно  развивать метапредметные УУД.

Он делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных и творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.

  1.  Проект. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные и групповые приемы работы.

Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объемными, требующими от учащихся внеурочной подготовки.

Как показывает практика, авторы наиболее интересных, неординарных проектов обладают более высоким уровнем развития метапредметных УУД.

Как и другие приемы, данный приём создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию.

5.Составление кластера.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными  мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

 Кластер является отражением нестандартной формы мышления.

  1.  Портфолио математических достижений.

Это - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся по математике. Особенность портфолио заключается в том, что:

- это внешняя оценка результатов

- внутренняя форма самоанализа и самооценки

- форма проектирования индивидуальной траектории саморазвития

7. Мини-исследования.

Введение элементов исследовательской деятельности считаю необходимым начинать как можно раньше, так как в результате учащиеся приобретают навыки решения познавательных, поисковых, проектных задач. Этот вид деятельности является одним из наиболее действенных методов для формирования творческого подхода к  решению  различных жизненных ситуаций и нестандартных задач.

8 .Приём самооценивания.( использую алгоритм самооценки)

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на содержательную оценку. Для этого использую карточки со знаками «+» и «-», смайлики, три шкалы успешности.

9. Метапредметная олимпиада

Это Уникальная форма занятий способствует формированию метапредметных  УУД.

 Задания на таких олимпиадах, как правило, зажигательные, волнующие каждого ученика, задевающие его за живое.

Их выполнение позволяет ребенку осознать свой интерес, проявить свой потенциал и изобретательность в решении актуальных проблем и ситуаций.

Результативность 

Результативность и эффективность формирования метапредметных УУД имеет следующие преимущества:

- достаточное и точное умение выражать свои мысли;

-  владение монологической и диалогической формами речи;

- умение  ставить учебную цель и планировать последовательность своих действий для достижения результата;

- умение  самостоятельно находить необходимую информацию;

- умение прогнозировать результат своих действий;

Категория: Образовательные технологии | Добавил: nataliya_verbickaya8
Просмотров: 188 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar